Месяц в Индии часть 2

... продолжение

Их Хампи в Каньякумари мы добирались с остановкой в Бангалоре
Ехали мы опять на слипер басе (автобусе с лежачими местами). Они кстати бывают с кондиционерами и без. С кондером дороже стоимость. Учитывая что всегда где есть кондей он включается на полную мощность, будь то машина, самолет или магазин, мы подумали что автобус будет не исключение,а мерзнуть не особо хочется и взяли дешевле и без кондея. Индусы ходят в рубашечке и в жару и под кондеем им так классно, для них это престиж крутость ит.п Для нас же «диких русских» на улице жарко, а помещении чуть ли не шапку надеваем (в самолете кстати надевали). Наверное глядя на нас местные, возможно думали «какие эти русские странные даже в индии в шапке ходят».

Мы ехали с ветерком, окна были у всех открыты. Учитывая сильную жару и духоту мы были мокрые до нитки. Ветер дул сильно, постоянные сквозняки, как следствие у нас начинало болеть горло. Но я не знаю в чем подвох, как бы ты не замерзал или не болело горло, стоит немного провести на жаре и все проходило. На родине обычно на следующий день ощущаются последствия. Тут же все быстро проходит. В общем как то так добрались. Из минусов только то что туалета в автобусе нет, нужно ждать остановки либо если тебе очень надо то остановят вдоль дороги и укажут на ближайшие кустики.
В Бангалоре мы забронили жилье через букинг и о чудо, там была горячая вода. Это ощущалось как рывок человечества в космос, вчера будто мы ехали на телеге, а сегодня пересели в вертолет не меньше.

На Бангалор у нас был вечер этого дня и первая половина следующего.
Особо не нагуляешься, да мы и не планировали, для нас это был просто перевалочный пункт. Но как же нам понравился этот город. Хорошо что у нас было хоть какое то время.

По ощущениям чище, на дорогах везде светофоры , даже мусорки встречали. Визуально совсем другой, не такой как предыдущие мелкие города, много банков и высоких домов, небоскребы, кофейни, много магазинов и тот же контраст как и везде в индии, рядом с банком и людьми в пиджаках и с портфелем в руке в мусорке роется корова. Этот город похож на столицу Дели только отсутствует смог как в столице. Гуляя мы видели много учебных заведений, институтов. Бангалор называют силиконовой долиной индии, сюда съезжаются программисты и айтишники из других стран. Стоя в очереди в магазине даже встретили рускоговорящего человека. Парень из Таджикистана, учится и работает в Бангалоре, услышал русскую речь и сам обратился к нам, подсказал куда сходить. Еще в этом городе понравилось то что на улицах очень много высоких деревьев, это не только очень красиво, но еще и практично. Если гулять по городу даже в полдень, ты не находишься постоянно на солнце.
Но времени было мало. На следующий день мы опять двигались в слипер басе с открытыми окнами. Спали в атобусе. Нас ждала южная точка материка.

Каньякумари
В город мы прибыли днем. У нас было жилье на одну ночь и отсутствие планов дальше. Решим по ходу дела. Знали только что нужно проводить солнце и встретить его. За этим обычно сюда приезжают. Несколько фактов об этом месте:
-Каньякумари называют местом слияния трех "морей": Аравийское море, Бенгальский залив и Индийский океан
-это самая южная точка Индии и, как следствие – всего материка
-в одной и той же точке можно встречать как рассвет, так и закат
солнце при этом встает из воды и садится в море.
-это единственное место в Индии, где можно искупаться в Индийском океане, этого мы не знали, думали раз мы в Индии то тут везде индийский океан)

Первое что мы увидели это толпы паломников в различных одеждах и автобусы студентов/школьников, все таки внутренний туризм в Индии работает. Людей на улице нам показалось больше чем в других местах, но чуть позже мы поняли что ошибались.

Ошибались потому что ближе к закату на улицах было не пройти. Все кто были уже там или приехали к закату вышли на берег этого небольшого по сути городка, чтобы проводить солнце. Если бы мы не заняли места на самом берегу мы бы просто не пробились к краю и смотрели бы из за спин. По ощущениям европейцев мы встречали нечасто.
Люди заходили по колено в одеждах, даже особо не купались, просто помочить ноги. Песок разноцветный, говорят иногда видно что цвет моря разный, но это наверное в разную погоду, мы увидели разный цвет только песка. Тоже помочили ноги в Индийском океане, можно поставить галочку в выполненных пунктах.

Место кстати окутано легендами.
Название города произошло от Канья – девочка, (в смысле - девственная), Кумари – принцесса, богиня. Девочка должна была выйти замуж за Шиву но некоторые боги были против. Свадьба должна была пройти на рассвете, божества подстроили что петухи закричали раньше положенного и Шива подумав что опоздал на свадьбу развернулся и пошел обратно. Так свадьба и не состоялась. Дальше там разные вариации не буду перечислять.

Недалеко есть остров с храмом но там дикие очереди мы не поехали к нему, не стали тратить время.

Проводив солнце, мы погуляли по округе.
На берегу стоит храм в котором хранится прах Махатма Ганди.
В потолке в храме есть небольшое отверстие, через конторе в храм проникает луч света, храм спроектирован таким образом что один раз в год в день рождения МГ (2 октября) луч попадает прямо на урну с прахом.

С Ганди связано очень много знакового в Индии.
Его позиция ненасильственного гражданского неповиновения привела к освобождению Индии от власти Британии. Имя Ганди породило культ. Про него одного можно написать тысячу строк, его слова цитируют, его поступки обсуждают. Мне запомнилась одна его фраза «сначала тебя не замечают, затем над тобой смеются, затем с тобой борются, затем ты побеждаешь».
Если хотите чуть больше о нем узнать то посмотрите фильм 1982 года он так и называется «Ганди» ну или документальные статьи. Таких людей единицы.Людей которые меняют историю но не кровью, а упорством.

Мы погуляли по храму, хотя это больше похоже даже на музей и пошли спать.
Утром нужно было рано вставать.

Решили встать пораньше -часа в 4 утра, на улицах было уже очень много людей, гораздно больше чем днем когда мы приехали. Все стекались к берегу чтобы встретить солнце. Мы прорвались хорошему месту и стали ждать. Наблюдали как небо светлеет и большой круглый огненный шар плавно поднимается из воды. При первом появлении краешка солнца все начали активно свистеть хлопать кричать, начали щелкать затворы камер, все стали фоткаться в этот момент. Это было очень красиво.

В этот момент мы поняли что больше нам особо тут нечего делать и надо двигаться дальше. Сначала мы хотели уехать на автобусе или может хоть на такси с кем то в Варкалу. На край на поезде но мы знали что надо заранее бронировать билеты, вряд ли в этот же день даже по квотам что то осталось. Времени особо что то искать не было, поэтому решили зайти в пару туристических палаток, в которых меняют деньги продают билеты, экскурсии и все подряд. Как раз прогуляемся по городу.

Спросили там -
все нам говорили что это нереально прям сегодня, что нужно либо ждать, либо озвучивали цены от 3000 до 6000 р на такси.
В итоге мы взяли вещи направились на вокзал и подойдя к кассе сказали что нужно ближайший любой билет до нужного нам места. Нам озвучили стоимость 60 р с человека и дали билет на поезд в класс дженерал на 2х человек. Мы посмеялись разнице в цене и только потом догадались что это именно те поезда про которые обычно показывают в документалках. На которых едут на крыше итп. Упс. Но выбора небыло.

Зайдя в поезд мы не обнаружили толп людей сидящих друг у друга на голове, мы спокойно выбрали места и сели там где понравилось.
Дженерал это такой класс поезда билет на который ты покупаешь не на конкретное место, а просто на направление, есть места сел нет мест или не влез жди следующий. Общие вагоны, отсутствие личного пространства и не желание ждать следующий поезд делают эти вагоны практически бесконечно вместительными. Нам повезло что это была конечная и людей было мало.

Приближаясь к более крупным городам мы начали осознавать что это такое.
Люди набивались все плотнее.

Наши места на которых мы сидели принадлежали нам в такой же степени как и всем остальным, если вдруг захотел в туалет и тебе удалось до него добраться, то не стоит надеяться что твой стул тебе уступят обратно. Чем больше людей тем меньше личного пространства, хорошо мы сидели у окна. Нижние конечности затекли и я закинул ногу за ногу, на освободившийся уголок стула тут же сел индус, чего простаивать кусочку сидячего места? Жизнь не готовила меня к такому и я понемногу стал отодвигаться от него чтобы хотя бы телом не дотрагиваться, Индус видимо расценил этот жест как проявление заботы о нем и придвигался сильнее. Я быстро понял как это работает. Вернул ногу на место выставил локоть углом ему в спину чтобы ему было не удобно и возможно больно в случае его тихого наступления. Я сел более менее нормально. Согнать его конечно уже не удалось но дальше пространство он уже не отвоевывал. Благо ехать оставалось немного.
Еще проблемой было выйти. Приближаясь к станции мы сначала кое как вызволили свои рюкзаки и практически подняв их над головой продирались сквозь толпу. Зная что на остановке все сразу полезут внутрь даже через окна и никто нам не будет давать время выйти мы приготовились к бою. Выставили рюкзаки перед собой и как только нам нужно было идти шли прикрываясь рюкзаками как щитом. Когда перед тобой маячит шанс быть обратно втянутым толпой быстро принимаешь правила игры и не замечаешь жертв, так же забывая об учтивости.
Мы выбрались, это был интересный опыт. Но изначально у нас были хорошие стартовые условия (конечная станция).

Варкала штат Керала.
По ощущением там больше зелени и выше влажность. Воздух уже не такой сухой. Жилье нашли как обычно, пробежавшись по нескольким местам выбрали подходяще нам по цене и удалению. Были кстати варианты за 100 -200 р ночь. Это такой сарайчик на крыше без окон, больше похоже на тюремную камеру и общий душ в конце коридора. Все это под солнцем, т.е днем дышать там нечем. Зато бюджетно и прямо рядом с морем. Это для нас перебор и мы поискали еще. Мы выбрали относительно недорогое жилье в тени деревьев с гамаками и качелями но без кондиционера.

Основная часть кафе и инфраструктуры стоит как бы на обрыве, пляж чуть внизу. Сверху открывался красивый вид. После Сухого климата в Хампи нам хотелось просто купаться. Этим мы и занимались, периодически пробуя еду в разных заведениях. Из еды «момошки» запали в душу — это типа наших пельменей, только начинок больше варииаций (с кукурузой, грибами, сыром итп) Кстати после того как попробовали первый раз в кафешке «смузи боул» мы стали регулярно делать такую еду дома, просто быстро и вкусно.

Еще в одном заведении было русское меню (ничего себе, решили что-то там поесть) заказали картофельные драники “Hashbrowns” нам принесли просто куски жареной картошки. Думали что ошиблись и попросили поменять, на что официант на нас обиделся, сказав что драники у них в заведении готовятся так.
Вот так  драники покушали)

На берегу случайно встретили знакомых из родного города, сразу удивились факту что мир тесен и где еще встретиться как не в индии. Через день случайно встретили другую знакомую из Курска)
Если пройти дальше на север то можно отдыхать и купаться на пляже с черным песком, там меньше людей.

Еще дальше рыбацкая деревня. Интересно было наблюдать за процессом. Сначала утром отвозится сеть в море и потом группой людей с берега все это вытягивается. Тянут долго и понемногу. Видно что труд тяжелый, по факту вылавливается очень мало рыбы на такое количество людей и то практически все продается тут же торговцу. В течение всего времени вылавливания и отбора вокруг собираются стайки птиц. Они подходят все ближе и ближе надеясь урвать кусочек требухи или морского ежа. Если чуть зазеваться они и целую рыбину схватят и улетят. Вторая мафия это были вороны, они были в меньшинстве но тоже претендовали на часть еды.
В целом в Варкале был спокойный отдых.

Перед отъездом решили сходить на массаж к местному крутому массажисту. Посоветовали знакомые встреченные на пляже. Записались вдвоем, но он видимо что то не понял и записал только одного. Времени на меня не хватило. Я даже не знаю хорошо это или плохо. Как он мял Вику! Хруст стоял в соседних домах, мне было страшно смотреть. Подвешивал тканью, упирался коленями. То что болело прошло сразу, но начало болеть в другом месте, то что до этого не болело. Даже у меня начало болеть хотя я просто стоял рядом. Мне уделили всего 10 минут, но я был рад такому раскладу. Если будете там спросите Абеляша. Но я вас предупредил, мнет сильно.
Оставшееся время просто гуляли отдыхали, наслаждались видами.

Там на закате среди пальм я сделал кадр который мне очень понравился и я потом поставил его на рабочий стол. Птичка удачно пролетела.

Дальше хотели поехать на чайные плантации, но по дням уже не успевали. Решили что нужно уже лететь в Дели.
Ближайший аэропорт был в пригороде Кочина Недумбасери (Nedumbassery).
Нам так понравилось это название что потом каждый раз совершая необдуманные поступки мы шутили что мы недумбасери).
Ночевка в отеле и самолет в Дели.

Дели

После прилета, уже въезжая в Дели мы всеми легкими ощутили очень густонаселенный город. Воздух был тяжелый, стоял смог.
Мы смотрели прогноз погоды. И там где стоит значок туман или дождь был значок человечка в маске с надписью смог - находится длительное время опасно!
Мы поселились недалеко от центра -район Пахаргандж, улица мейн базар.

Этот район это сосредоточеник дешевых гостиниц и гестхаусов,  место обычно используется как   перевалочная  база  для бекпекеров  и просто самостоятельных  туристов,  старающихся увидить индию такой какая она есть.
Это колоритное место, средоточие путешественников со всего мира. Удобно добираться из аэропорта. Вокзал тоже рядом. Можно отправиться куда захочешь, можно прогуляться пешком, можно увидеть все своими глазами. Жизнь вокруг кипит.
Это место удивляет, обескураживает, потрясает и впчатляет. Лабиринты улиц, тупиков, ответвлений.Чад от готовки еды на улице которую мешают практически голыми руками, полоская водой и выливая все это тут же на улицу. Варево булькает дымит, тут же едет машина выхлопными газами добавляя аромата блюду, мимо проходит осел, летит мусор. Если пойдет дождь добавляется бесконечная грязь. Эту еду конечно опасно нам есть, но местных уже ничего не возьмет. Лучше подобрать себе более менее чистую кафешку, мы нашли такую и отлично там завтракали. Обед и ужин нас не интересовал, мы обычно не были рядом с жильем в это время.
Моторикши, велорикши, велосипедисты, коровы,  индусы,  маргиналы    из  бывших  европейцев, с  дредами, фенечками,  тату , с обветренными худыми  и загорелыми лицами,  глазеющие по    сторонам туристы, местные продавцы и попрошайки, таксисты на тук туках. Вся эта масса течет как лавина расползающаяся одновременно во всех направлениях. Постоянный гул, шум и сигналы.

В месте ночлега в окнах щели такие что можно просунуть пальцы, соответственно все звуки которые были на улице слышны и внутри.
На простынях лучше не спать, мы стелили свои полотенца и спали на них.
Это была более северная часть и было уже не всегда тепло. Иногда был дождь и на земле была грязевая жижа. Вещи после стирки не сохли от слова совсем. Даже за 3 дня, пришлось выкинуть постиранное.

Но это все нужно увидеть, хотя бы один раз.
Мы пытались высмотреть быт, как живут в этом улье люди, но чтобы все понять нужно жить тут дольше. Наши легкие были против. Каждый вечер у нас отходили черные сопли. Что было в легких сложно представить.
Мы ходили на рынок где плотность людей еще выше. Ходили в красный форт, добрались до квартала с брендовыми магазинами и чуть более красивыми домами, но там было дороговато даже перекусить и мы оттуда ушли просто погуляв по улицам. Ездили на метро. Ходили в мечеть, просто сидели там на камнях, смотрели и слушали. Заходили в Ашрам там была служба и красиво пели внутри. Отстояли очередь, разулись помыли ноги, надели платок на голову и после этого скромно сидели внутри, просто созерцая. Ходили в мак есть местные бургеры, т.к просто уже не было сил что то искать.

Но главной нашей целью пребывания в Дели было посещение Тадж Махала. Он находится в Агре в 200 км от дели. Без этого нельзя было возвращаться. Решили в Агру выбираться не со всеми рюкзаками а налегке, оставив вещи в нашем жилище мы направились на вокзал. Билеты были только в дженерал класс. Т.к мы уже ездили на таком, мы подумали что ничего страшного - еще раз проедем и купили билеты. Подъехал поезд, прицеплены вагоны разных классов. В конце два общих вагона уже забиты битком и в них еще залезают и утрамбовываются люди. Мы не полезли и решили что сейчас люди уедут а мы подождем следующий поезд. Но пока приехал следующий поезд людей опять набралось много. Мы просто не смогли влезть в вагон. Мы зашли в соседний вагон слипер класса решив что по пути что нибудь придумаем. Или будем в тамбуре стоять или переберемся на одной из станций, если людей будет меньше или прикинемся что ничего не понимаем если придет контроллер в надежде что белых людей сильно не будут ругать. Надо сказать что между всеми классами можно перемещаться, кроме этих общих вагонов, на них висит цепь и замки чтобы никто не смог перебраться в соседний вагон. Пол пути мы стояли. Народу меньше не становилось. Через какое то время Индусы у которых куплены на эти места билеты просто подвинулись и показали жестом присаживаться. Мы не стали отказываться из вежливости, поблагодарили их кивком и присели. Так мы и доехали до Агры. Контроллер до нас так и не дошел.

В Агре решили переночевать и идти в Тадж махал рано утром, в то время когда там меньше людей чтобы хоть что то увидеть и чтобы дольше погулять. Сначала попросили нас отвезти ко входу чтобы знать где он находится и затем искать недалеко жилье.
Дальше уже все отработано, заходим, смотрим спрашиваем, решаем, идем дальше.
Даже утром было много людей, но все же днем вообще не реально что-то посмотреть. Вход кстати для иностранцев стоит 1200 р с человека, для индусов 60 р. Разница в 20 раз.
Мавзолей Тадж-Махал (Taj Mahal) построен на берегу реки Джамна, окружен территорией парка со множеством других сооружений. Мечеть возведена в память о любимой супруге правителя Шаха Джахана Мумтаз-Махал.
Стены выложены из полированного полупрозрачного мрамора с инкрустацией из самоцветов. Были использованы бирюза, агат, малахит, сердолик и др. Мрамор имеет такую особенность, что при ярком дневном свете он выглядит белым, на заре розовым, а в лунную ночь  — серебристым. Материалы для строительства Тадж-Махала доставлялись со всей Индии и из многих мест Азии, для их транспортировки использовалось более тысячи слонов

Когда мы только ехали, нам представлялся этот дворец нереально огромным, таким что он виден из любой точки города или даже из космоса. На деле мы не могли поверить что с улицы из за забора он не виден. Он оказался меньше чем мы думали. Но зато он невероятно красив и издалека и вблизи и внутри. Нет слов описать чувства. Ты просто стоишь и смотришь на него. Весь белый и будто парит на своей подушке-подиуме. Еще весь комплекс симметричен. Все лаконично и выверено. Ты просто стоишь и смотришь и не можешь перестать смотреть. Вспоминались мультики из детства про Аладдина ведь прототипом для Агробы стал как раз город Агра и Тадж махал. Видеть в живую это совершенно другой опыт в сравнении с просмотром фото или видео. Это невероятно.

Сейчас он начал терять свою легендарную белизну из-за загрязнённого воздуха. Мавзолей желтеет. Его периодически чистят белой глиной.
Мне кстати нравится одна легенда, но она не подтверждена научно хотя есть много косвенных фактов, которые все же иногда опровергаются. Миф, говорит о том, что Шах-Джахан планировал построить ещё один мавзолей, уже из чёрного мрамора, как раз напротив Тадж-Махала, через реку. Позжее было доказано что Руины из чёрного мрамора на противоположной стороне реки в «Лунном саду» это потемневший белый мрамор. Но учитывая одержимость Шах-Джахана симметрией логично предположить что такая идея могла быть. Только представьте через реку, очень симметрично белому стоит такой же черный. Может это и не правда, но звучит красиво. Хочется верить.

Мы гуляли по парку кормили бурундуков, немного по фотографировались. Люди все прибывали и прибывали. Мы с грустью покидали это место, но уже пора было уезжать.

С трудом найдя банкомат чтобы снять денег мы обанружили что он не работает, нашли отделение банка, но там тоже все было закрыто. Объяснили охраннику (или это был сотрудник банка) что у нас нет совсем денег и нам нужно срочно снять хоть какую-то наличность. В итоге он для нас открыл банк и пустил к банкомату чтобы мы сняли деньги. Это было очень мило.

Из Агры мы купили билет на поезд в дженерал класс. Заранее решили что если не влезем то будем ехать как и в прошлый раз закосив под дурачков и проехав зайцем в соседнем вагоне. На станции мы поняли что не влезем. В соседнем вагоне были контролеры план потерпел фиаско. Жилья у нас не было. Оставаться на еще одну ночь не было смысла. Мы вышли из вокзала и стали смотреть остановки или расписание автобусов в инете искали инфу вокруг вокзала на вывесках. Начали спрашивать у людей и водителей где это. Один водитель сказал что понял нас и отвезет прямо туда, но времени до отправления осталось очень мало. Дальше все было как в фильме. Мы прыгаем в тук тук ( это такой мотик на 3х колесах с кабинкой для перевозки пассажиров).
Водитель несется чуть ли не по встречке постоянно сигналя чтоб ему уступили дорогу. Проскакивая между коровами и машинами. Увидев впереди затор резко сворачивает и мчится по узеньким проулкам, маневрируя уже между людьми. Минут 10 и вот так маневрируя по улицам мы прибываем на место. Это был пункт продажи билетов на автобус (водитель видимо имел там откат). Выхода у нас особо не было, поэтому купили там билет. Нам сказали что автобус только отправился, но мы его догоним пока он собирает пассажиров. Опять прыгаем в тук тук и мчим с ветерком догонять автобус. Все завершилось успешно. Мы в автобусе переводим дух.
Автобус внутри весь светился лампочками, светодиодами, все мигало и переливалось. Впереди был экран на котором крутились клипы, музыка тоже была отнюдь не фоном. Мы как будто попали на дискотеку 90 х.
Ехать предположительно 3-4 часа, но мы же понимаем что это Индия и время в голове Индусов имеет другой темп. Наш диско автобус ехал в итоге 5 с чем то часов. Мы послушали наверное всех поп исполнителей популярных в то время.
На самом деле автобус дольше ехал уже по самому городу, его маршрут пролегал почти через весь город. И так как мы заранее не знали что поедем автобусом, мы не сразу могли понять как нам лучше добраться до нашего жилья и главный вопрос где нам выйти.
Через проход от нас сидела компания молодых людей, мы решили у них спросить где нам лучше выйти. Кое как через переводчик поняли друг друга. Они сказали что подскажут где лучше выйти им примерно туда же. Уже было поздно, ближе часам 10 вечера. В тоге мы прибыли, ребята говорят что нужно дойти пешком до метро потом на нем доехать, и потом пешком или на тук туке. Сосед который сидел с нами говорит вы можете добраться на такси до метро и там разберетесь.
Было уже темно. Мы читали что в Дели опасно ходить ночами. Разумнее было бы на такси. Но ребята сказали что проводят нас. Их было пятеро, двое с палками похожими на мечи. Такие которые бывают у реконструкторов. Мы спросили это для защиты или для нападения? они улыбнувшись сказали что и для того и для другого если нужно.
Нужно было взвесить за и против. Вдруг они сами на нас и нападут где то под мостом в темноте или наоборот они просто поехали в столицу погулять и решили помочь и палки им для спокойствия. Мы решили пойти с ними, но быть на чеку. Визуально они не похожи были на бандитов, пара человек больше похожи на ботанов. Так мы пошли пешком. По туннелю над дорогой, вдоль парка, через улицы. В метро кстати ничего не сказали про палки. Просто пропустили через метало детектор. Видимо там каждый защищается как может. Нам показали нужное направление. Ребятам нужно было выходить на другой остановке, но они сказали что проводят нас, так будет безопаснее, вышли с нами на нужной станции, довели до улицы с тук туками, хотели и до отеля сопроводить, но тут уже мы поблагодарили и настойчиво отказались. Зачем им знать где мы живем. Тем более по карте мы посмотрели что были уже совсем рядом. Потом в номере обсуждали что возможно не нужно было так рисковать и соглашаться, мало ли что и лучше бы добраться на такси чем ночью с незнакомыми людьми.

Но все же были плюсы в этой ночной прогулке - когда мы шли вдоль парка мы увидели интересное место о котором не знали и в которое решили сходить на следующий день.
Это был Акшардха́м - индуистский храмовый комплекс Вошёл в Книгу Рекордов Гиннеса как самый грандиозный индуистский храм в мире. Это был современный храм, не старинный, открытие храма состоялось в 2005  году
Выдержка из Википедии
Его строительство велось в течение 5 лет с участием 7 тысяч мастеров из Раджастхана, Ориссы и Бенгалии. Строительство обошлось в 500  млн долларов США, собранных за счёт добровольных пожертвований.

"Высота храма составляет 42  м, ширина и длина 94 и 106  метров. Он украшен 234 колоннами, 9 куполами, 20 четырёхгранными шихкарами и более 20 тыс. фигур. По периметру здания располагаются фигуры 148 слонов" Причем все слоны разные, не повторяются.

Снимать кстати там категорически запрещено, камеры и мобильные телефоны всё сдается в камеры хранения под опись.
Дальше происходить досмотр чтобы никто ничего не пронес.
Также на входе в сам храм как и во многих местах нужно разуваться. Рассматривать можно все очень долго. Там столько мелких деталей, фигурок, сценок вырезанных в стенах, слонов, статуй. Нет вечно делающих селфи людей, поэтому немного умиротвореннее все. Посетить обязательно стоит.
Помимо храма там есть шоу фонтанов, еще представление типа театра с анимиованными куклами. Так же там есть знакомство с иторией. Садишься в лодку и плывешь по пещерам где вокруг тебя происходят сцены из истории Индии. Это как будто индийский Диснейленд. Очень интересно и познавательно.
В общем мы провели там пол дня. Времени оставалось совсем немного, а мы должны были еще успеть на рынок специй, чтобы закупиться домой.
Вечером велорикша нас повез по рынку, среди толп людей, мы уже спокойно ехали рассматривая все вокруг. Как только въехали на рынок специй в нос ударила волна ароматов, смесь всех видов перцев и приправ. Такого запаха я нигде не чувствовал.
Купили там всяких штук в Россию: Разные чаи, масала чай, корицу, кардамон, много всего. И отправились собирать рюкзаки.
В Москве было еще холодно поэтому предстояло упаковать все таким образом чтобы все теплое было вверху рюкзака, чтобы переодеться в аэропорту.

Таким было наше небольшое путешествие. Мы вернулись в Марте 2019 го.
Месяца оказалось совсем мало. Глаза горели. Мозг уже строил планы на более долгий срок. Следующей зимой хотелось не просто месяц а целую зимовку.
В декабре 2019го мы отправились зимовать во Вьетнам. Но это другая история.